Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе они участвуют в международной торговле; другими словами, их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.
По оценкам некоторых специалистов, к концу 1980-х годов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН услуги относятся к так называвмым неторгуемым товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп (4—9 категории официальной классификации товаров международной торговли):
• коммунальные услуги и строительство;
• оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристские базы и кемпинги;
• транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;
• оборона и обязательные социальные услуги;
• образование, здравоохранение и общественные работы;
• прочие коммунальные, социальные и личные.
В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.
В силу особенностей услуг как объекта торговли, в том числе международной (нематериальность, отсутствие до момента сделки, невидимость перемещения и т.д.), они почти не пересекают таможенную границу, а значит, не могут фиксироваться таможенными службами. Предоставление услуги иностранному партнеру во многих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерческого присутствия (дочерние компании, филиалы, представительства и т.д.) в той стране, где существует (или возможен) спрос на данную услугу. Другой вариант — перемещение потребителя услуги (покупателя) в страну размещения учреждения или предприятия, ее предоставляющего (к примеру, туризм, лечение, образование за рубежом и т.д.).
С учетом этого ГАТС классифицирует международную торговлю услугами по способам их поставки (предоставления) на:
• трансграничную торговлю;
• перемещение потребителя в страну предоставления услуги (потребление за рубежом);
• учреждения коммерческого присутствия в стране оказания услуги («коммерческое присутствие»);
• временное перемещение поставщика услуги — физического лица в другую страну для оказания услуги (перемещение физических лиц).
По данным статистики, в 2003 г. из всего объема международной торговли услугами в 1,79 трлн долл. на первый из названных способов приходился 41%, на третий — 38, а второй и четвертый соответственно 20 и чуть более 1%.
Похожие работы: